1.Группы качества предназначены для существенного улучшения и развития работы предприятия, его экономических и субъективных показателей.
2.Группы качества являются основным элементом корпоративной культуры компании в области качества, так как:
· обеспечивают реализацию принципа участия в управлении персонала всех уровней, но с четких распределением полномочий согласно его уровню компетенции
· являются основным носителем энтузиазма и вовлеченности в производственный процесс на среднем и низовом уровне
· являются основным фактором нематериальной мотивации на постоянное совершенствование процессов и повышение капитализации компании
· позволяют развивать демократические принципы 4урравления в сочетании с высоким уровнем лояльности коллектива по отношению к компании
· позволяют улучшить моральный климат среди членов рабочей группы
· способствуют развитию чувства собственного достоинства каждого и создание отношений между всеми членами кружка, основанных на уважении и человечности.
3. Группы качества создают условия для повседневного личностного и профессионального роста, развития творческих способностей человека.
4. Что немаловажно именно в России, группы качества являются эффективным методом переключения интересов человека с бытовых (таких, как накопительские, пьянство, решение проблем и др.) на производственные задачи и цели.
· изыскивать дополнительные возможности для эффективного управления со стороны мастеров и линейного руководства нижнего уровня, способствовать их саморазвитию;
· поднять уровень трудовой морали рабочих на производстве и создать атмосферу, в которой усилится сознательное отношение каждого члена трудового коллектива к качеству и к недостаткам на производстве;
· функционировать как “ядра” общей системы управления, что обеспечит поддержку и внедрение политики обеспечения качества продукции.
Основной целью всей теоретической и практической деятельности по организации групп качества является, естественно, обеспечение победы в конкурентной борьбе и повышение уровня капитализации компании.
Для оптимального проведения группы качества необходимо привлечь в ее состав:
- большинство неформальных лидеров подразделения, которых можно определить с помощью социометрии, в самом упрощенном виде ее можно провести путем голосования за предложения по очереди, выдвигаемые кандидатами в группу качества, за чье предложение проголосует больше коллег, те и будут, скорее всего, неформальными лидерами
- рабочих и мастеров, обладающих большим подтвержденным на деле профессиональным опытом
- «переломных», тех, кто по результатам социометрии получил примерно равное количество голосов «за» и голосов «против»
- энтузиастов дела вне зависимости от уровня профессионализма на данный момент
Нежелательно привлекать в группу качества:
- родственников вышестоящего руководства
- «аутсайдеров» и «козлов отпущения», получивших при голосовании максимальное количество голосов «против»
- людей, имеющих выраженные проблемы в семье (постоянные скандалы с женой, тяжело больные родственники, тяжелые проблемы с детьми, сложное жилищное положение и т.д.)
- людей с отклонениями в психике или с подозрением на таковые
- сложных во взаимоотношениях людей: «скандалистов», «бузотеров», хулиганов» и т.д.
- людей, открыто выражающих негативное отношение к своей профессии и к компании
- людей в нетрезвом состоянии любой степени
На презентации при формировании группы качества важно отметить:
- миссию компании в области качества
- на наглядных примерах показать увлекательность занятий
- всю полноту системы нематериальной и материальной мотивации
- примеры эффективного воплощения групп качества, например в других подразделениях Компании
Презентацию необходимо провести бодро и зажигательно.
Для эффективного проведения группы качества необходимо:
- сообщать о сроках проведения последующих занятий не менее, чем за 10 дней
- проводить занятия не реже 2 раз в месяц, но не чаще 4 раз в месяц
- проводить каждое занятие не менее 1 часа 20 минут, но не более 2 часов 30 минут
- давать «домашние задания» на период не более 1-й недели
- на каждого участника группы качества, включая представителей секторов и отделов качества, должно приходиться не менее 2,5 квадратных метров площади
- количество стульев и столов точно соответствовать количеству участников (не больше, но и не меньше, чтобы не было ни стоящих людей, ни пустых стульев в кругу)
- помещение должно иметь естественное освещение (не допускается проведение занятий в подвальных помещениях или в помещениях без окон)
- в отделке помещения не должно присутствовать избытка деревянных элементов, особенно для отделки стен и потолка
- в помещении не должно быть замкнутого электрического контура
- в помещении должно быть необходимое электропитание
- помещение должно быть или кондиционируемым, или проветриваемым
- в помещении не должны присутствовать выраженные запахи пищи (за исключением запаха лимона и кофе), выхлопных газов, пота и отработанного масла
- доска с листами для записей (флип-чарт)
- набор из не менее чем 4 пишущих маркеров разных цветов
- средства письма по числу участников
- бумага или блокноты по числу участников
- по возможности средства фиксации информации (цифровой фотоаппарат, диктофон и т.д.)
- четко распределите роли между собой при проведении группы качества, определите, кто в большей мере выполняет роль ведущего, кто отвечает за фиксацию всех материалов, кто на какие вопросы отвечает и т.д.
- определите правила ведения занятия
- распределите роли между участниками: кто записывает, кто критикует и т.д.
- назначьте ответственных за:
- то, чтобы дискуссия не отклонялась раньше времени от темы
- за явку участников
- выполнение «домашних заданий
- за полноту всех записей
- за практическую апробацию тех предложений, которые можно внедрить решением группы качества
- Поставьте для себя цель предстоящего занятия по критерию ЧИРКОРЯ
- Составьте план предстоящего занятия с разбивкой до 5 минут
- Составьте список необходимой информации для подготовки
- Подготовьте необходимые информационные материалы для участников по их числу
- Составьте список координационных действий (звонки, вызов транспорта, предупреждение руководства и т.д.)
- Подготовьте все необходимые материалы, включая результаты предыдущего занятия
- По приезду на место:
- Подготовьте помещение (см. выше)
- Разложите материалы для участников (листы, ручки, информационные материалы) на места заранее
- Установите доску
- Проверьте маркеры и ручки, при необходимости «распишите» их
- Проветрите помещение
- Пригласите участников и рассадите их в соответствии с Вашими задачами