Skype
+7 (967) 203 82 83
Написать письмоДомой

Практикумы:

Практикум Делового Администрирования
Управление персоналом. Стратегический HR
Бизнес-школа переговоров Коммерсант
Коучинг Школа управления проектами
ВОПРОС ОН-ЛАЙН
СТАТЬИ О БИЗНЕСЕ
АНКЕТИРОВАНИЕ
ТЕСТЫ ON-LINE
ФОТОГАЛЕРЕЯ
ОТЗЫВЫ
РАСПИСАНИЕ ТРЕНИНГОВ
ФОРУМ
Статьи и аналитика


Этапы стоимостного анализа проекта. Глава из книги "Управление проектами. Практическое руководство". Автор Дмитрий В. Димитриев.

Этапы стоимостного анализа проекта в соответствии со стадиями управления проектом

 

Дмитрий Димитриев

Стадия инициализации

 

 

На стадии инициализации, когда вложения в проект еще ничтожны, а инвестор, возможно, еще даже и  не найден или пока не принял позитивного решения, наиболее важно определить степень инвестиционной привлекательности проекта. Для этого необходимо еще в первом приближении соотнести ожидаемые показатели рентабельности и рисков проекта. В этом случае рекомендуется производить трехуровневый  SWOT-анализ проекта, благодаря которому можно в сравнительно быстрые сроки – несколько часов – произвести первичную оценку инвестиционной привлекательности всего проекта. По этой методике первые два этапа анализа проводятся в стандартном варианте, а на третьем этапе необходимо оценить возможные затраты и доходы проекта от каждого из мероприятий SWOT-анализа[1] с учетом вероятности как затрат, так и дополнительных доходов. Полученные данные применяются для расчета коэффициента инвестиционной привлекательности проекта.

 

Стадия планирования проекта

 

На стадии планирования проекта важно сформировать сначала точную смету, а затем и окончательный бюджет проекта. Исходя из общей специфики проектного управления, оба документа могут изначально соответствовать нормам не только финансового, но и управленческого учета. Поскольку эти две формы учета затрагивают разные аспекты финансового состояния проекта, то для полноценного контроля и эффективного управления финансами в проекте необходимо объединять результаты и финансового, и управленческого учета. Ведь по данным финансового учета невозможно в полной мере определить эффективность выполняемых в проекте работ во время их выполнения, а по данным управленческого учета невозможно отследить реальные финансовые потоки.   Поэтому предлагаю вкратце остановиться на различии обеих форм учета между собой. В таблице приведены основные аспекты различения форм учета.

Критерий различения

Финансовый учет

Управленческий учет

Основной вопрос, на который отвечает данная форма учета:

  1. Где и сколько денег в данный момент находится?
  2. От кого и за что получено?
  3. За что и кому уплачено?
  1. Насколько эффективен сам проект и каждая из его работ с финансовой точки зрения?
  2. Структура стоимости работ?

Основание для финансовых периодов:

Календарные промежутки времени

Промежутки исполнения работ

Основание для учета:

Факт движения денежных средств

Факт исполнения работ

Формы основных финансовых документов:

Примерно соответствуют бухгалтерским документам (балансу, отчету о прибылях и убытках и т.д.)

Имеют усложненную структуру и, как правило, заметно больше аналогичных финансовых документов.

 

Основная особенность финансового учета в проекте заключается в том, что вся информация в нем фиксируется в привязке к календарным периодам и фактам перемещения денежных средств. Поэтому по данным финансового учета можно вполне определенно говорить о том, как деньги расходуются или поступают (если специфика проекта подразумевает поступление денег в процессе реализации проекта), но нельзя ничего сказать о том, как идет собственно реализация проекта. Ведь точки финансовых интеракций очень редко совпадают с конкретными точками реализации работ. Например, если проект предусматривает поставку оборудования, то нередко оплата за оборудование частично или полностью направляется производителю или поставщику за один - три месяца до его поставки. В результате, по данным финансового учета оборудование уже есть, а физически еще не готово даже само место для его установки и монтирования. Поэтому для руководителя проекта на протяжении большинства стадий проекта, как правило, большее значение имеют показатели управленческого учета. В приведенном примере с оборудованием управленческий учет будет отображать расход средств за оборудование по мере его монтирования. Такая информация более адекватна для оперативного и тактического управления проектом.

 

Также финансовый учет направлен на увязывание всех отчетов и документов с календарными периодами времени. То есть, отдельно учитываются расходы, произведенные в разные промежутки времени – в разные кварталы, месяца, недели. Следовательно, все финансовые показатели проекта отображают ситуацию конкретного периода, например, месяца. В зависимости от того, с какой динамикой производятся платежи. В результате, тот месяц, в который, например, была предоплачена квартальная аренда и крупная поставка сырья, товаров или оборудования математически становится убыточным, и, наоборот, если в этом месяце используется сырье и материалы, предоплаченные ранее, то месяц становится прибыльным вне зависимости от того, что реально происходит в проекте. Напротив, управленческий учет привязан к комплексу мероприятий и работ проекта и позволяет оценить рентабельность и прочие финансовые показатели, как определенного этапа, вехи или стадии проекта, так и отдельно взятых работ.

 

Основные финансовые документы отображают общее финансовое состояние проекта за отчетный период. По данным показателям можно делать выводы лишь в отношении общей финансовой ситуации и общего прогноза. Этой информации, как правило, недостаточно для оперативного управления проектом. Управленческие документы предполагают более тонкое соотнесение данных между собой. Например, в управленческом балансе не просто разделяют компоненты активов и пассивов, а для каждой строки активов расписывают состав «ее пассивов». В результате финансовые документы достаточно точно отражают ситуацию либо перед началом, либо по завершении проекта, но иногда бывают излишне далеки от того, что реально происходит во время проекта.

 

Соответственно, финансовый учет наиболее эффективен для решения следующих задач:

1.      Более точной оценки финансового плана проекта

2.      Подведения итогов по результатам проекта

3.      Контроля финансовых потоков в ходе проекта

 

При этом было бы заблуждением полагаться лишь на данные управленческого учета, так как данная форма финансового менеджмента слишком быстро приучает руководителя проекта работать с «виртуальными показателями», которые могут заметно отличаться от состояния кассы и счетов проекта. В результате, менеджер проекта может оказаться в парадоксальной ситуации, когда проект эффективен с финансовой точки зрения, но реальных денег почему-то нет в наличии.

 

Исходя из вышеописанного на этапе разработки проекта, формируется система финансовых документов как в форме финансового, так и в форме управленческого учетов. Какие это документы?

 

Сначала в рамках бизнес-плана проекта формируется смета. Основанием для сметы является разложенная во времени структура разбиения работ проекта, например, в форме диаграммы Гантта. При этом смета состоит из внешней и внутренней части. Внутренняя часть сметы формируется командой управления проектом на основе анализа потребностей в ресурсах. Внешняя часть сметы формируется командой управления проектом на основании информации (тендерных предложений, оферт, коммерческих предложений) потенциальных поставщиков материалов, оборудования и услуг. Подготовленная смета проходит экспертизу в материнской организации проекта. После того, как бизнес-план проекта успешно проходит процедуру утверждения, на его основе может быть сформирован более подробный мастер-план, а смета преобразуется в бюджет проекта – своего рода главный финансовый закон Вашего проекта. Как правило, значимость и статус бюджета проекта, а также правила его коррекции, описываются в Уставе проекта.

 

Для того чтобы бюджет оказался жизнеспособным, важно предусмотреть определенный запас прочности в виде дополнительных финансовых средств и ресурсов времени. Трудно называть какие-то конкретные цифры - слишком многое зависит не только от отрасли проекта, но и от макроэкономических условий в России. Наш опыт показывает, что 20% превышение по деньгам и 15% превышение по времени, как правило, способно спасти практически любой перспективный проект в нашей стране.

 

Вышеупомянутые документы – смета и  бюджет проекта – с самого начала проекта формируются и в финансовой, и в управленческой формах.

 

Также на данной стадии важно определить ожидаемые показатели эффективности проекта. Для этой цели в первую очередь  необходимо определить показатели дисконтирования. Во введении Вы уже ознакомились с примером того, как ресурс, оказавшись в проекте, начинает резко возрастать по своей себестоимости. Фактически, на этом примере был показан основной принцип дисконтирования. Так как деньги в начале проекта, и деньги в конце проекта имеют различную реальную ценность, для определения итоговой рентабельности проекта необходимо выстроить систему перевода финансовых показателей. Например, если Вы хотите получить в результате реализации проекта продолжительностью в 1 год, например, 1000000 долларов, то через год реальная ценность данной суммы может снизить, например, до 800000 долларов за счет инфляции, использования кредитных ресурсов, страхования и резервирования.

Поэтому в процессе принятия решения по финансированию того или иного проекта обычно устанавливаются финансовые нормы прибыли проектов. Для того, чтобы можно было принять проект, он должен обеспечивать соответствующую норму доходности. Эти нормы служат как бы барьером, который проекты должны преодолеть, чтобы их можно было профинансировать. Ставка дисконтирования – это термин, который, в сущности, означает то же самое.

Чтобы понять дисконтирование, нужно посмотреть, как происходит расчет сложных процентов при оценке сумм затрат и результатов по проекту с  учетом временного фактора. Логика построения основных алгоритмов соотнесения текущей (present value - PV) и будущей стоимости (future value - FV) затрат и результатов по проекту достаточно проста и основана на идее, что проценты, заработанные за год, сами приносят проценты.

Инвестированный в развитие предприятия 1 доллар при ставке 10 % даст 1,1 доллара. На второй год сумма 1,1 доллара даст проценты в 11 центов, и в результате проект получит 1, 21 доллара. Таким образом, на второй год размер процентов будет на 1 цент больше, чем в первый год. На третий год будет получена сумма 1, 21 руб. x 1,10 % = 1, 33 доллара. и т.д. Величина 1, 10 доллара является будущей стоимостью величины в1 доллар, инвестированной  при ставке 10 % сроком на один год. Величина 1, 21 доллара. является будущей стоимостью того же 1 доллара, инвестированного при ставке 10 % сроком на два года и др.

Таким образом, будущая стоимость является понятием, учитывающим временную стоимость денег, и означает проекцию заданного в настоящее время количества денег на определенный промежуток времени вперед.

 

Простейшим видом инвестирования проектных процессов является однократное вложение суммы PV на реализацию одного из субпроектов с расчетом, что через некоторое время t результатом реализации субпроекта будет сумма FV. Арифметика, стоящая за процедурой расчета сложных процентов, относительно проста, хотя и утомительна. Информация, которая должны быть задана при нахождении будущих стоимостей, включает размер инвестиции (PV), ставку процента (i) и количество периодов, в течении которых инвестиция будет приносить проценты (n). Формула, которая выражает будущую стоимость (FV), выглядит так:

                                      Y = PV * (1 + i)n                                                          

 Темп прироста денежной массы:

                                    FV ¾ PV

                              П (t) =   ¾¾¾¾¾¾                                   

                         PV

Темп снижения денежной массы:

                                   FV ¾ PV

                               С (t) = ¾¾¾¾¾¾                                  

                        FV

В стоимостном анализе первый показатель имеет еще названия: “процент”, “рост”, “ставка процента”, “норма доходности”, а второй – “дисконт”, “ставка дисконтирования”, “коэффициент дисконтирования”. Очевидно, сто обе ставки взаимосвязаны.

             С (t)                                                              П (t)

П (t) =  ¾¾¾¾¾¾           или                 С (t) =  ¾¾¾¾¾¾

                1   ¾   С (t)                                                  1   +   П (t)

Оба показателя могут выражаться либо в долях единицы, либо в процентах. Различие в этих формулах состоит в том, какая величина берется за базу сравнения: в формуле (1) – текущая сумма, в формуле (2) – будущая сумма.

Например, можно без труда составить таблицу сложных процентных коэффициентов (compound value interest factors) при ставке 10 %.

Таблица: Сложные процентные коэффициенты

Периоды

0

1

2

3

4

5

6

Коэффициенты

1,000

1,100

1,210

1,331

1,464

1,611

1,772

 

Варьируя ставкой процента, можно составить расширенный перечень сложных процентных коэффициентов, заданных для ряда значений ставок процента и количеством периодов.


Таблица 2 Сложные процентные коэффициенты

 

 

Период

2%

4%

6%

8%

10%

12%

15%

20%

1

1,0200

1,0400

1,0600

1,0800

1,1000

1,1200

1,1500

1,2000

2

1,0404

1,0816

1,1236

1,1664

1,2100

1,2544

1,3225

Версия для печати


Оформить заявку

ПОДПИСАТЬСЯ
на рассылку:

Подписаться