Skype
+7 (967) 203 82 83
Написать письмоДомой

Практикумы:

Практикум Делового Администрирования
Управление персоналом. Стратегический HR
Бизнес-школа переговоров Коммерсант
Коучинг Школа управления проектами
ВОПРОС ОН-ЛАЙН
СТАТЬИ О БИЗНЕСЕ
АНКЕТИРОВАНИЕ
ТЕСТЫ ON-LINE
ФОТОГАЛЕРЕЯ
ОТЗЫВЫ
РАСПИСАНИЕ ТРЕНИНГОВ
ФОРУМ
Статьи и аналитика


Стиль бизнес-тренера. Дмитрий Димитриев

                           Дмитрий В. Димитриев

                                                                                     

 

 

 

Почему одни тренеры нравятся одним клиентам и не нравятся другим?

Понятно, что в первую очередь участники ожидают встречи с личностью. Но ведь на всех одной личностью не угодишь, а если выстраивать из одной своей много разных личин, то так и до шизофрении недалеко.

Так что же делать бизнес-тренеру, чтобы расширить свою целевую аудиторию? Понравиться всем? Но вряд ли именно это приведет к желаемому результату. Ведь, как гласит народная американская мудрость: «Лучший способ стать неудачником – попытаться угодить всем»

Поэтому необходимо найти нечто общее, что, с одной стороны,  позволить бизнес-тренеру максимально проявить сильные стороны своей личности, с другой стороны, будет соответствовать потребностям участников и заказчиков тренинга, а, с третьей стороны, поможет достичь максимального результата от тренинга.  Как человек неглупый, Вы, естественно же ответите, еще раз мельком взглянув на заголовок статьи, что я имею в виду стиль бизнес-тренера. И, естественно, я не буду отпираться и противоречить столь простой и понятной логике. И все же. О чем Вы думаете, когда говорите о стиле? Дайте себе несколько мгновений, чтобы ответить на этот, казалось бы, столь простой и очевидный вопрос!

Какие картины и образы промелькнули в Вашем сознании? О ком Вы подумали? Какие ситуации проплыли перед Вашим мысленным взором?

Возможно, Вы вспомнили конкретного тренера, который когда-либо произвел на Вас особое впечатление? Возможно, Ваше внимание остановилось на его облике? Быть может, Вы вспомнили себя в позиции тренера и тот особенный блеск в глазах участников, который говорит о том, что Вы движетесь в нужном направлении?

Так из чего же все-таки состоит это многоликое понятие стиля, когда мы говорим о столь молодой в нашей стране профессии бизнес-тренера?

Я предлагаю выделить 7 уровней, которые помогут Вам сначала проанализировать, а затем вновь сложить воедино целостный образ тренерского стиля.

Для каждого из приведенных ниже уровней стиля бизнес-тренера я подобрал структурирующую модель, которая наиболее точно соответствует специфике уровня, но, естественно, не является единственной адекватной схемой.

Первый уровень: Коллективное бессознательное

Коллективное бессознательное – самый глубинный слой человеческой психики, который составляет большую её часть и во многом определяет решения, симпатии и антипатии человека. На этом уровне существуют архетипы – глубинные образования, своего рода праформы, формирующие основные пути и способы нашего взаимодействия с миром. Также именно коллективному бессознательному соответствует метафорическая составляющая тренерской работы.

Как коллективное бессознательное участвует в становлении и проявлении стиля работы бизнес-тренера? Во-первых, основные архетипы проявляются непосредственно в облике и манерах поведения тренера. Во-вторых, архетипы проявляются в специфике речи и структуре тренерской работы. Соответствие архетипу крайне важно для представителя любой социальной профессии. Ведь если человек внешне соответствует определенному архетипу или символу, то окружающих бессознательно влечет к такому человеку. Причем это влечение всегда носит специфический смысловой характер. Давайте разберем несколько мужских и женских архетипических примеров. Всего я могу выделить порядка 20 основных архетипов, адекватных для тренерской работы.

 

Незнакомка

Этот чарующий символ, воспетый практически всеми поэтами всех времен и народов, вызывает у частников и участниц тренинга высокую степень доверия и стремления подражать. Тренинг становится фантастическим путешествием за грани привычного и рутинного опыта. И хотя наработка навыков в таком тренинге становится далеко не главным приоритетом для участников, зато  установки и отношения меняются быстро, надежно и бесповоротно на все более эффективные и успешные.

Как выглядит и ведет себя Незнакомка? Светлые волосы, развевающиеся на ветру.  Вспомните, например, картину-символ журнала «Юность»! Или героиня известного фильма, шепчущая в финале: «Господа! Вы звери! Господа!» Широко раскрытые глаза с поволокой. Закрытые длинные платья и юбочные костюмы белого и светлых тонов с плавными и мягкими линиями из таких же тканей. Тонкие подчас не завершенные движения и жесты. Высокий и мягкий голос. Плавные и негромкие интонации. Умение передавать инициативу группе в любой сложной ситуации.

 

Мастеровой

Этот уверенный и спокойный архетип вызывает уважение к практическому интеллекту и опыту ведущего и стимулирует активное усвоение навыков. Тренинг становится приятной и интересное работой, увлекающей всех и вся и ведущей к достижению конкретных и понятных результатов в работе над собой.

Как узнать Мастерового? Широколицый и широкоплечий мужчина от 30 до 50 лет, с, как правило, русыми волосами, открытым и добрым взором. Архетип можно резко усилить «хайратником» - тоненькой тесемкой, перехватывающей волосы на уровне лба. Для архетипа оптимальны светлые нестрогие костюмы или аккуратная одежда стиля “casual”. В поведении присутствует некоторая степень вдумчивости при сравнительно бодрой и уверенной динамике, сильный и, как правило, низкий голос, уверенность в жестах. Думаю, что все участники клуба бизнес-тренеров легко прочитают в этом описании образ своего президента.

 

Амазонка

Активная и уверенная в себе особа, заражающая своей динамикой и оптимизмом, заставляет участников смело смотреть в будущее и активно участвовать во всем, что она предлагает. На таком тренинге происходит великолепное усвоение лидерских навыков, развивается личная харизма участников, все проходит четко и со смыслом.

Её облик наиболее известен нам по голливудским образам успешной бизнес-вумен. Строгий пиджак, скрывающий истинный размер груди, с острым воротником и углами. Умеренно короткая юбка или в меру обтянутые брюки. Уверенная походка на высоких каблуках. Строго расчесанное каре волос серого или русого цвета повторяет порывистые движение и жесты обладательницы светлых глаз и стального голоса, которая, оттаивая на мгновения с милой улыбкой, вновь звонко и бодро возвращает в реальность стоящих перед участниками тренинга задач.

 

Маг

Таинственный и, как правило, погружающий в легкое трансовое состояние голос бизнес-тренера уводит участников в глубокое познание себя и мира, помогает овладеть тонкими нюансами навыков и научиться находит креативные интуитивные решения. Участники внимают, забыв обо всем на свете, но требуется дополнительное активирование или переключение со стороны тренера, чтобы побудить участников с таким же вовлечением перейти к активной отработке умений и навыков.

Это, как правило, стройный брюнет с тонкой или стриженной бородкой в духе Де Ниро с жгучими темно-карими глазами в темных костюмах и начищенных до блеска ботинках. Движения и жесты мага неторопливы и полны достоинства, шутки мудры, отдавая порою тонкостью английского юмора. Примеры метафоричны и неожиданны. Голос задумчив и глубок.

Второй уровень: Индивидуальное бессознательное

На данном уровне стиль тренера проявляется в системе тонких речевых и поведенческих нюансов. Если коллективное бессознательное строится на инстинкте сохранения вида, то индивидуальное бессознательное произрастает на фундаменте инстинкта самосохранения и включает в себя основные потребности и мотивы человека, объединенные принципом удовольствия.

Чтобы структурировать стили в данной сфере, можно опереться на основные группы потребностей которые достались нам от братьев наших меньших. Например, рептилии, встречая незнакомый объект, задаются последовательно тремя вопросами:

1.      Опасно ли это?

2.      Съедобно ли это?

3.      Можно ли с этим спариться?

Если все ответы отрицательные, рептилия теряет всякий интерес к объекту.

Млекопитающие добавляют к приведенному выше списку еще два типа вопросов:

·        Это свой или чужой?

·        Это помогает или препятствует моим актуальным мотивам?

Соответственно, можно выделить пять основных составляющих стиля бизнес-тренера, которые могут составлять иногда и причудливые комбинации, придавая особый шарм и вовлекая участников в процесс, затрагивая их бессознательные желания и опасения.

 

Игра с огнем

Эта стилистика строится на том, что тренер время от времени вызывает у участников чувство опасности, например, демонстрируя с помощью видеоанализа или супервизии риски, которым подвергается участник, сохраняя существующую модель поведения. Затем тренер вызывает противоположные чувства стабильности и спокойствия своим стилем и точными индивидуальными рекомендациями.

 

Что у нас вкусненького?

В рамках данного стиля тренер преподносит  каждую деталь в атмосфере мастерски созданного напряженного ожидания, как бы организуя перемену блюд. Тренер подчеркивает аппетитность тем, слов, участников и самого себя, играя интонациями и звукоподражаниями, характерными для истинного гурмана.

 

Я Вас люблю, быть может, иногда…

Этот стиль выстраивается либо на высоком эмоциональном подъеме и иногда рискованной работе с групповой динамикой, либо же на постоянном подчеркиванием социальной половой роли участников и самого себя.  В первом случае тренер открыто выражает все свои положительные эмоции по отношению к группе и происходящему на тренинге, но дистанцируется за пределами ситуации тренинга. Во втором варианте, тренер постоянно акцентирует специфику женского и мужского поведения во всем, что, так или иначе, касается тематики тренинга. Оба варианта достаточно сложны в исполнении и рекомендуются тренерам с опытом не менее 5-7 лет.

 

Вы за красных или за белых?

Данная стилистика особенно хороша, если тренинг строится на ограниченном наборе поведенческих моделей, разбивающих участников на различные иногда конкурирующие между собой группы. При этом тренер, как правило, до последнего заигрывает с группой, не демонстрируя, к какой же из этих моделей он или она относится. Эта стилистика в разумных пределах подстегивает групповую динамику и привносит незабываемый и бодрый колорит.

 

А Вы сюда зачем пришли?

В рамках данного стиля тренер четко акцентирует внимание на целях, структуре и регламенте тренинга, заставляет группу придерживаться установленных ею же правил. Постоянно привносит рефлексию, побуждая участников задуматься об адекватности своих целей, установок и поведения.

Третий уровень: Ценностные ориентации

Данный уровень, как ни странно, очень хорошо описывается набившей уже всем оскомину моделью пирамиды потребностей Абрахама Маслоу. Соответственно, стилистика определяется тем уровнем потребностей, который становится основным в системе декларируемых ценностей тренера, что проявляется в принимаемых им решениях, поступках и речи. Поэтому можно говорить о следующих 12 вариантах стиля, если тренер выражает свое профессиональное и жизненное кредо соответствующим образом.

 

Базовый физиологический

«Все мы люди. У нас у всех общие потребности и цели. Не надо ничего усложнять. Будьте естественны в словах и поведения. Будьте проще, и люди к вам потянуться».

 

Базовый функциональный

«Мы здесь работаем. Мы пришли, чтобы достичь поставленных производственных целей согласно тематике тренинга. Ничто не должно помешать нам выполнять эти задачи».

 

Стабилизирующий

«Главное – безопасность. Не навреди ни себе, ни окружающим. Давайте определимся, какие риски могут помешать вам в работе, и продумаем, как с ними справиться. Важно избегать проблем для себя и других».

 

Социальный коммуникативный

«Давайте поговорим, пообщаемся на тему, потолкуем. Разговор – вот что объединяет людей, делает человека человеком. Любую проблему можно снять переговорами».

 

Социальный комфортный

«Всем все удобно?  Рассаживайтесь, кому как нравится. Кондиционер не мешает? Если, кто устанет, сразу сигнализируйте, сделаем перерыв».

 

Социальный идентификационный

«Какие же приятные люди здесь собрались! Что объединяет нас между собой? Какие же мы умные, смелые, активные и т.д.».

 

Респектный внешний

«Посмотрите, как Василий грамотно выразил мысль. Давайте ему поаплодируем! Я благодарю Вас за смелость, ведь не всякий может так запросто сесть на горячий стул!»

 

Респектный рефлексивный

«Каждый из нас пришел на этот тренинг по своим уникальным причинам, которые, конечно же, заслуживают уважения. Подумайте, за что вы могли бы себя сегодня похвалить».

 

Этический

«Подумайте об интересах компании, которая направила вас на тренинг. Что может быть важнее клиента? На вас надеются ваши коллеги. Кому еще будет полезны результаты вашего труда?»

 

Эстетический

«Надо все делать красиво. Некрасивые самолеты не летают. Красиво жить не запретишь. Постарайтесь выполнить задачу со вкусом».

 

Креативный

«Какие ещё идеи? Как можно преобразить вашу мысль? А если посмотреть на все с другой стороны?»

 

Развивающий

«Главное – это движение вперед. Нельзя стоять на месте и ждать, когда мир сам измениться вокруг вас. Каждый день должен приносить что-то новое, побуждать вас к новым свершениям. Чем больше вы знаете, тем больше понимаете, сколько еще вам нужно понять».

Четвертый уровень: Характер и личность тренера

(сокращено)

Пятый уровень: Социальные отношения и компетенции

 

На этом уровне стилеобразующим фактором является наиболее развитая зона компетенций тренера, соответственно стилистика работы определяется упором на соответствующую группу компетенций.

Поскольку количество компетенций тренера слишком велико для перечисления их таким образом, чтобы сохранить хотя бы скудные остатки Вашего внимания к читаемому Вами сейчас тексту, я и здесь постараюсь представить упрощающую модель. И, разделив компетенции на несколько основных уровней, которые и становятся основанием для тренерского стиля, я постараюсь дать максимально краткие пояснения к ним.

 

Уровень знаний

На этом уровне тренер, в первую очередь, использует накопленные и систематизированные им знания, как в области проведения тренингов, так и в прикладной тематике проводимого тренинга.

 

Уровень социальных ролей

В этом случае бизнес-тренер мастерски занимает и меняет социальные позиции и роли для повышения эффективности своей работы.

 

Уровень навыков

В этой стилистике тренер демонстрирует высокий уровень владения необходимыми навыками и умениями либо как тренер, либо навыки, которые он прививает своим участникам.

 

Уровень установок и отношений

Своим поведением и речь тренер демонстрирует оптимальные установки, позитивное мышление, требуемое отношение к людям и делу, развивая их и у участников тренинга.

 

Уровень профессиональных и личностных качеств

Здесь тренер уже достигает звания коуча, ибо только в коучинге возможно то или иное развитие качеств участников. Естественно, именно эти качества должны быть на высоте и у него самого.

 

Шестой уровень: Дидактический стиль

 

            С точки зрения дидактической модели тренерской работы можно выделить много различных подходов, из которых я приведу первые пять:

 

  1. Организационная модель – усвоение участниками знаний и навыков через следование правилам, инструкциям, описаниям и ситуациям, выстроенным с помощью тренера.
  2. Информационная модель – формирование информационных потоков, которые побуждают участников приобретать необходимые компетенции
  3. Трансовая модель – снятие сопротивления и погружение участников тренинга в оптимальное сенситивное состояние для развития необходимых навыков, умений и установок.
  4. Коммуникативная модель – развитие знаний и компетенций в процессе активного взаимодействия и общения участников с тренером и между собой.
  5. Харизматическая модель – включение участников в процесс обучения и развития навыков через глубокое доверие к личности и методам работы тренера.

 

Седьмой уровень: Лидерский стиль

           

На тему лидерских стилей написано настолько много, что мне остается лишь напомнить, насколько они важны для успеха тренинга и как они называются:

  1. Авторитарный стиль эффективен для работы с незамотивированной группой малоподготовленных участников.
  2. Сопричастный стиль может помочь в работе с незамотивированной группой профессионалов.
  3. С помощью делового стиля Вам будет проще достичь результатов с группой начинающих, но замотивированных участников.
  4. И демократический стиль становится возможным лишь тогда, когда в тренинговой группе подобрались профессионалы-энтузиасты.

 

 

И сохраняя свою приверженность сему магическому числу, я хочу напоследок подчеркнуть семь базовых принципов реализация стиля бизнес-тренера:

 

  • Понятность и читаемость стиля для участников тренинга.
  • Целостность и непротиворечивость стиля.
  • Экологичность стиля. Его соответствие личности самого тренера.
  • Преемственность стиля. Сохранения стиля хотя бы на протяжении тренинга или его выделенного модуля.
  • Гибкость стиля. Адаптация стиля под изменчивую ситуацию тренинга.
  • Приемлемость стиля для участников.
  • Эффективность стиля с точки зрения специфических задач тренинга.

 

Кажется, всего-то и делов-то: выбрать из каждого уровня по одной позиции – и в бой. Но зачастую это может занять не один, и даже не два года работы над собой. Сократить путь личного профессионального становления и овладеть всеми перечисленными выше элементами тренерского мастерства, Вы можете в том числе и в моей школе бизнес-тренеров:

http://www.gkmim.ru/trainings/trainers/

 

Версия для печати


Оформить заявку

ПОДПИСАТЬСЯ
на рассылку:

Подписаться